Португальская онтология




Я, кажется, поняла, в чем суть португальской онтологии… Или. по крайней мере, начинаю понимать. А также понимать, чем португальская онтология отличается от других, которые мне известны.

В основе португальской онтологии лежит чувство. Это, таким образом, полная противоположность буддизму, где все чувства (хорошие или плохие, радостные или грустные) – лишь ненужные колебания, и усилия предпринимаются по освобождению от них. Португальская онтология ближе к христианской, в которой основа – любовь. То есть чувство сильное. Но все же в христианстве это чувство не любое, а лишь любовь к ближнему, самому себе и Богу.
Близко не лежит к португальской онтологии европейская рациональность.

Смысл португальской онтологии в том, что вы открываете мир и себя миру через чувство. Вы создаете мир и себя через чувство. Вы должны его найти, и в момент, когда нашли – отдаться, полностью, без страха, при этом абсолютно не зная, что с вами дальше будет происходить, и как преобразится ваше чувство, и как оно преобразит вас.  Неважно, какое это чувство, оно должно быть настоящим, и вы должны позволить себе ему отдаться. И через это вам откроется мир, и новая жизнь.

Прочла сегодня у Тейшеры де Паскуайша, что «любое чувство, по мере его совершенствования, становится религиозным». Можно было бы сказать, что с точки зрения португальской онтологии – любое чувство приведет вас к Богу, если вы сможете отдать себя ему полностью.

Главное чувство при этом – саудаде. Главное не потому, что остальные хуже, а потому что в саудаде, как одновременном чувстве любви и потери, страсти и безмолвия, стремления к будущему и повороту к прошлому, в принципе, содержится любое другое. Все другие чувства – лишь элемент, аспект саудаде.


Такая вот у португальцев онтология…
Кстати, это интересно отражается в португальской структуре мышления. Как-то интересовалась португальскими философами, и прочитала, что для Португалии характерны пары в культуре: философ и поэт. То есть каждый португальский философ обязательно привязан к какому-либо поэту.

Комментарии