краткое изложение португальской онтологии. её "ядро"

Teixeira de Pascoaes
Arte de ser português
Искусство быть португальцем (или можно перевести как «Искусство португальского бытия»)

SAUDADE

Это чувство является душой души родины, такая сокровенная единица, которую основывают два первичных элемента: желание и память.
Человеческая душа, вступая в контакт с реальностью, приобретала разные позиции, которые затем влияли на окружающую среду.  Существует мир романтический и мир реалистический; или мир – как выражение силы жизненной, инстинктивной и творящей, и мир – выражение механических регулярных сил. Однако, существует также и мир – выражение saudade. Не будет ли подлинным именно этот мир? Что существует кроме воспоминаний, умерших следов таинственного (мистического) бытия, которое прошло?...
В осязаемых формах предстают перед нами остановленные кристаллизации, как будто остывшие, энергией которых мы не можем наполнить настоящий момент, чья деятельность исполняется в будущем времени и чьё объективное проявление проходит в уже прошедшем времени. Да: мир есть то, что было_ и то, что должно быть, выражение saudade.
В начале была Надежда. Её полет сквозь пространство идеального будет воплощен в памяти в пространстве конкретного. Универсум – это вид автоскульптуры, в которой мимолетная надежда, которая его оживляет, отливается в формах памяти.
Полет Надежды, кристаллизуя, вылепляя ощущаемую реальность, получает от каждой кристаллизации новый импульс к творению. Так, в её минеральной кристаллизации уже впечатан растительный импульс, в кристаллизации растительной впечатан импульс животный, и в кристаллизации животной – импульс духовный. Так, три последовательных полета Надежды, в этой «подлинности, которая происходит с вещами», являются её тремя могильными памятниками.
Но полет Надежды достигает такой высоты, где она освещает саму себя и рефлектирует о самой себе. Её путь направляется вовнутрь неё самой, освобождаясь от пространства, и мы получаем Сознание или духовную Память.
Пока Надежда является творцом, средой (средством), переходом, она следует  в восходящем чувстве; но когда она одухотворяется в своей собственной конечной цели, она обращается назад, охватывая сверху пройденный путь, всю внутреннюю Природу.
Действие живого – прямое, созидающее; действие же духовное – рефлексивно, созерцательно. Мысль – этот не тот, кто думает, но то, что думается.
Дух – это Завершение, высшее Создание. Сверх него не ведаем мы новых форм Жизни, новых «воспоминаний Надежды».
Жизнь хотела познать себя, стать сознательной, ограничивая свое прогрессивное движение, в итоге иметь возможность узреть себя в своих внешних умерших формах и в своих формах будущего воображаемого совершенства. Жизнь есть просто отсутствие Прошлого и Будущего; и поэтому, мир есть выражение saudade.
Чувство saudade содержит в себе отсутствие предмета, по поводу которого оно происходит, тогда как «реалистическое чувство»» включает присутствие предмета, а «романтическое чувство» включает его неопределенность.


Комментарии